Київський клуб аматорів астрономії "Астрополіс"

astromagazin.net
* *
Ласкаво просимо, Гість. Будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.
25 Листопада 2024, 20:23:14

Увійти

google


Автор Тема: Переборка HEQ-5  (Прочитано 4845 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #20 : 08 Липня 2019, 17:50:55 »
. - .

я не знаю как это сделать, поэтому и не делал скорее всего тогда, так что сравнить могу разве что скриншоты графика гидирования если завалялись. но это как я понимаю почти пальцем в небо?
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн

Acidlex

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 752
  • Подяк: 540
  • Олександр
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #21 : 08 Липня 2019, 18:06:05 »
. - .

я не знаю как это сделать, поэтому и не делал скорее всего тогда, так что сравнить могу разве что скриншоты графика гидирования если завалялись. но это как я понимаю почти пальцем в небо?
Я теж не знав, але розібрався ).
Я брав логи з PHD2, а потім в аналізатор їх загнав PECPrep V2.03. Не дуже зручно, може хтось підкаже більш досконалий спосіб і безкоштовний?
Записаний
Саморобний легкий 370mm F/5.2 (системи Ньютона), Celestron EdgeHD 8",  Barska Magnus ED Triplet 80mm F/7, DayStar Solar Scout SS60-ds
Celestron SkyMaster 15x70
HEQ5 Pro, EQ3

astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #22 : 09 Липня 2019, 15:41:50 »
. - .

вытащил подшипник после его лежания пол дня в морозилке. ндаааа, крутится он заметно хуже при -20, по крайней мере пока его не "раскрутишь" немного в руках. вот вам и брэнд  :facepalm: закралось чувство, что все это зря и не стоило ревизии/переборки и потраченых денег. ну если зимой дойдет до монтировки дело и шаговики не прокрутят то в *опу те FAG & SKF. разберу и напихаю туда своей смазки. роликовые упорные точно моликотом перемажу раз уж они изначально разобранные по сути. проапгрейдился  :rofl:...
Да новые туже немного, но плавность она прям ощущается. я не знаю как словами объяснить но старые имеют совершенно хрустоподобное неравномерное вращение, если в руках это чувствуется то ясно что это Г... Смазку если забить свою то не факт что все станет также легко, совет, я бы фирму не вскрывал  :bigidea:. SKF те что у меня на фото плавно крутиться но не легко, и логично смазка же забита, после морозилки туже да но штатные те вообще задубели.

...наверное с ремнями тоже спешить не стоит...
У меня есть некоторая статистика апгрейда EQ6 до ремней, основное что меня в этом смущает есть остаточная периодика с частотой зубов ремня около +/-(0,3"-0,5"), это на профиле Т2.5, частота 10Гц.
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com

Серега

  • Клуб Астрополіс
  • Offline Offline
  • Повідомлень: 7851
  • Подяк: 1165
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #23 : 09 Липня 2019, 15:54:16 »
. - .

вообще эти все подшипники не про монтировки, если что :) рассчетные обороты совершенно не те.  Но для монтировок специально не производят, так что.
В общем, для низких скоростей нужна более вязкая смазка, так что все нормально. Оно и не должно крутиться легко. Главное - плавность
Записаний

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #24 : 10 Липня 2019, 13:13:42 »
. - .

вчера приехала вторая последняя посылка с подшипниками для червячных валов, а так же смазка Molykote 33 за что большое спасибо Александру Acidlex и особое спасибо за упаковку смазки, найти такой шприц реально непросто, а штука получается весьма удобная в использовании.

по последним подшипникам... плавные и мягкие, нравятся! брал японские EZO 689-2RS на "ВПК ПОДШИПНИК". немного смутило отсутствие лазерной маркировки на торцах, но может сильно мелкий торец...на родных таких же тоже нет маркировок, но то ж китай. в общем ладно, нет и нет, главное что бы работали правильно.
если честно, то подобных больше нигде не нашел, за аналоги в 15-20грн. я речь не веду сейчас.
так же сделал спец ключ под торцевую гайку оси RA, которая поджимает роликовый подшипник. откручивать пришлось подручными методами, что жутко не люблю  :shuffle:

совет, я бы фирму не вскрывал  :bigidea:
общими усилиями пока отговорили  :)
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн


astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #25 : 10 Липня 2019, 13:49:26 »
. - .

 :up: О отлично!
да подшипники я тоже брал EZO и там же ;)

еще делал на EQ6 по совету Сергея Дорофеева (Stalker) притирку пары, Сергей прислал мне немного эльборовой пасты. Все это делал по следующей методике мазал на червь пасту, доза минимальная буквально 4я часть спичечной головки, а то и меньше. После собирал на сухую узел, регулировал червь в меру плотным контактом, и прокручивал оборот ЧШ и обратно, потом разбирал смотрел. Уже видно где находится пятно контакта, и соответственно делал поправки на куда надо подложить(убрать) прокладку, собирал крутил разбирал и смотрел опять пятно. Когда пятно было в норме добавлял смазку, пасту не удалял, и собирал все, регулировал червь и уже давал с двигателями покрутиться узлу. На этом все.

Методика со штангенциркулем и расчетом положения средней точки мне не понравилась  :down: :(.

Ниже привожу фото где я регулировал пятно. Это уже была N-ая попытка :), потому смазка было нанесена раньше до притирки я ее не удалял. На последнем фото добавил смазки и запаковал уже ось.
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com
Подякували

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #26 : 10 Липня 2019, 15:37:13 »
. - .

по притирке почитал, спасибо  :up: себе так не буду делать точно. почему? все просто, моей монтировке далеко не один год и все это уже притиралось и работало. я после вашего поста еще раз покрутил оба колеса и убедился, что пятна контакта на обоих колесах четко по середине по всей длине окружности. поэтому не вижу смысла в таком мероприятии, просто соберу с теми прокладками как было и заложу новую смазку там где это возможно и требуется.

и еще немного о подшипниках.... сейчас взял радиальный FAG в родной смазке, родной, не мытый, и не разобраный подшипник оси RA, а так же перемытый оси DEC, но перемазанный Molykote 33 и закрытый пыльниками. все три штуки положил в морозилку. короче, это будет наглядный эксперимент того, как все работает или не работает для всех этих вариантов. позже отпишусь по результатам, мне кажется многим этот вопрос будет очень интересен.
« Останнє редагування: 11 Липня 2019, 12:01:07 від Alone_Ghost »
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн

astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #27 : 10 Липня 2019, 16:17:04 »
. - .

На данного типа монтировках по пятну контакта по мне вообще не стоит беспокоиться, это больше перфекционизм для себя так сказать  ;D.

Дело в том что ЧП китайцами нарезана не по классической(советской методике), то есть диаметр фрезы = диаметру червяка. Я в свое время проанализировал их пару и выполнил расчет для такой нарезки. Такую шестерню можно нарезать фрезой большего диаметра чем червяк к примеру двухзаходной или однозаходной с поправкой на угол подъема витка. В результате такой конструкции ЧП с одной стороны уменьшается пятно контакта с другой существенно расширяется допуск на регулировку пятна. То есть при несовпадении центров пятно просто смещается вверх(вниз) без существенного нарушения работы (качественных показателей ЧП).

Также в книге "Теория и практика производства червячных передач общего вида" 2016, также есть рекомендация что нарезка ЧП с незначительно различными делительными диаметрами благоприятно сказывается для правильной регулировки пятна.

 :SLA:
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com
Подякували

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #28 : 11 Липня 2019, 14:27:28 »
. - .

Спасибо за ликбез по ЧП  :SLA: интересно и полезно было узнать такие подробности.
В общем собрал монтировку вкучу, перемазал новой смазкой все, кроме закрытых радиальных подшипников. Теперь переходим к самому увлекательному-регулировке ЧП. Прижим/отжим червяка производится двумя маленькими винтиками перпендикулярно осям. Странная штука, что когда этими винтиками вот таким образом выбираешь люфт в ЧП, то сам червячный вал прокручивается очень трудно и туго. И тут начинаешь искать компромиссы между нормальным вращением валов и отсутствием люфтов. Немного повозился с осью RA и с первого раза как то не сильно получилось пока. Может нужно немного ослабить три больших винта, которые фиксируют крышку с червячным валом, а после регулировки уже подтянуть.... в общем буду экспериментировать.

Как обещал, пишу по эксперименту с подшипниками в морозилке. Так вот...
Третье место занимают родные, в родной смазке, не промытые задубели совсем и практически не поворачивались, нужно было с некоторым усилием сорвать с места.
На втором месте фирменные, новые подшипники FAG, в родной смазке, несколько туже стали вращаться, но тоже по-разному. Примерно 2 из 6 туго, остальные полегче. Особого значения в различиях нет.
Лидером стали родные подшипники перемазанные Molykote 33 и закрытые пыльниками. Нахождение 12 часов в морозилке вообще никак не сказалось на плавности и скорости вращения, хотя теплые пальцы прилипали к холодному металлу...
В общем по подшипникам я выводы сделал для себя. Если зимой таки буду снимать и будут проблемы с вращением, то смысл замены смазки в фирменных подшипниках как по мне оправдан.
Также придумал способ съема металлических пыльников без их повреждения для закладки новой смазки (кому интересно расскажу). Есть идея перебрать оставшиеся не открытые подшипники, может кому сгодятся  ::)
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн
Подякували

astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #29 : 11 Липня 2019, 14:40:42 »
. - .

Может нужно немного ослабить три больших винта, которые фиксируют крышку с червячным валом, а после регулировки уже подтянуть...

Да конечно надо ослаблять иначе можно сорвать резьбу на тех мелких винтиках

Спасибо за отчёт по опытам с подшипниками  :up:
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com

ret

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 410
  • Подяк: 183
  • добрый почти всегда
    • retlight.com
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #30 : 11 Липня 2019, 18:56:40 »
. - .

У мене Molykote 33 Medium, підшипники я не перемазував, вони закриті, крутяться без "шуму", перебирати і їх не було бажання.
Змазував черв'ячну пару, упорний (відкритий) підшипник, і шестерні. Ну і деякі відкриті частини щоб посадити підшипники в свої місця.
Чорна змазка на черв'яку це звичайна справа. Відбувається спрацювання деталей.
Черв'як крутиться ривками? можливо кривуватий. Якщо так, то заїдання буде помітне в одному і тому ж положенні черв'яка.
Мені новий черв'як виточував Сергій (Stalker). Хотів би виточити ще новий, але Сергій, вже давно не був онлайн. Хто ближчий до нього, може знає причину.
это в моем хеке ?.. а что сталось с червяком то? И по Сереге, тоже хотел бы знать инфу..
Записаний
Heq5Pro, ED80, ES 82 18mm, nikon d7000 (85/1,4, 80-200/2,8, 50/1,4)

Acidlex

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 752
  • Подяк: 540
  • Олександр
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #31 : 11 Липня 2019, 19:52:55 »
. - .

это в моем хеке ?.. а что сталось с червяком то? И по Сереге, тоже хотел бы знать инфу..
Так,
Він (RA) із самого початку був дуже затягнутий (туго крутився). Я вирішив відрегулювати, коли відпустив помітив, що він ексцентричний. Коли в одному положенні люфту нема, то через 180градусів люфт помітний. Якщо люфт прибрати в цьому положенню, то через 180градусів підклинює. Черв'ячна пара DEC ідеальна (на мій погляд). Але сама вісь DEC має невеликий ексцентритет, якщо прибрати люфт в одному положенні, то через 180 градусів невеликий люфт з'являється. Положення черв'ячного колеса відносно осі на це не впливає. Тобто або проблемна вісь, або підшипник. Хоча більше схиляюсь до вісі, бо я, здається, пробував знімати і повертати підшипник. Люфт помітний тільки в певному положенні вісі.

Сергій (Stalker) виточив новий черв'як, але мабуть хтось на його заводі накосячив, бо новий черв'як прийшов з дефектом. Видно хтось затягнув його в патрон вже після нарізання "різьби". Видно на фото. Такий же слід через кожні 120градусів.
Думаю, Сергій таке не допустив би. Трішки підклинювало, але після притирки стало нормально, періодику я не пам'ятаю.
Записаний
Саморобний легкий 370mm F/5.2 (системи Ньютона), Celestron EdgeHD 8",  Barska Magnus ED Triplet 80mm F/7, DayStar Solar Scout SS60-ds
Celestron SkyMaster 15x70
HEQ5 Pro, EQ3
Подякували

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #32 : 13 Липня 2019, 17:42:35 »
. - .

Собрал монтировку, регулировал ЧП. Почему не "отрегулировал"? Отвечу...
1)ось RA. по оси RA все в принципе хорошо и к китайцам нет вопросов, кроме одного. При выборе люфта в ЧП нет плавности и легкости вращения оси червяка. Это проверял без зацепления с пром редуктором двигателя, покачиванием оси с затянутым тормозом.
« Останнє редагування: 15 Липня 2019, 00:51:17 від Alone_Ghost »
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн

astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #33 : 13 Липня 2019, 17:56:02 »
. - .

...Сергій (Stalker) виточив новий черв'як, але мабуть хтось на його заводі накосячив, бо новий черв'як прийшов з дефектом. Видно хтось затягнув його в патрон вже після нарізання "різьби". Видно на фото. Такий же слід через кожні 120градусів...
В мене такий саме косяк як на фото, черв'як ще не замінив.
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com

astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #34 : 13 Липня 2019, 18:06:14 »
. - .

...При выборе люфта в ЧП нет плавности и легкости вращения оси червяка...
А по какому именно критерию регулировка?
Мне пока еще не получалось выбрать люфт на полном обороте без заклинивания. В результате приходится идти на компромисс мирится с люфтом но избавляться от клина.
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #35 : 13 Липня 2019, 18:31:23 »
. - .

Критерий у меня такой. При затянутом тормозе я руками за корпус покачиваю ось (любую) со стороны в сторону. В данной процедуре, с отсоединенным редуктором люфт может максимум быть в двух местах. Первое это сам червяк в его корпусе, узел маленьких подшипников. Но я это исключил, в конце концов это первые узлы, которые я собирал и мне кажется это нереальным. Второе место это зубы червя люфтят с зубами колёса. Вот я это при покачивании ощущаю грубо говоря пальцами. Покачиваю естественно с минимальным рычагом-габариты корпуса монти. И да, при жёстком выборе люфта подклинивает именно при полном обороте в одном месте. Это мне кажется особенность модели.
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн

astrokor

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1684
  • Подяк: 1346
  • Руслан
    • eqdrive
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #36 : 13 Липня 2019, 19:20:53 »
. - .

...зубы червя люфтят с зубами колёса...
Это основной источник люфта, с ним и связанна процедура регулировки.

...червяк в его корпусе, узел маленьких подшипников. Но я это исключил...
Простой узел, но тут не все просто. Этот узел плохо спроектирован, натяг подшипников регулируется плоской гайкой, которая без всякого вида контровки. Если хорошо поджать то пережимаем подшипники червя, если слабо, появляется люфт в резьбе этой гайки. Этот люфт не так проявляется как в зубьях зацепления и его не сразу заметишь. На EQ3 и EQ5 узел сделан с контргайкой почему на HEQ5 и EQ6 этого не сделано не понятно. ???
ИМХО от этого узла и зависит грузоподемность монтировки так как при порывах ветрта и прочих нагрузках этот люфт проявляется как "дрожащая пружина"

Мое мнение регулировать надо по отсутствию клина, он дает дополнительную нагрузку на двигатель и как следствие возможен неравномерный ход и рывок, а это хуже чем люфт. По RA люфт так сказать безвреден, при нормальном ходе и трекинге он выбран и червяк всегда толкает ось, для этого делается небольшой дисбаланс противовеса, густота смазки в подшипниках даже на пользу идет так как добавляет постоянного небольшого усилия на весь узел редуктор. По DEC люфт проблема так как при гидировании возможен реверс, решение либо точно выставить полярную ось, либо наоборот дать заведомо небольшую неточность чтобы поправка шла в одну сторону, что на практике обычно и получается из-за неточной установки полярной оси.
Записаний
EQ6-MOD, SCT203/2000, 0.7x, HyperstarV3, N275/825, Paracorr Type2, Nexus 0.75x
QHY268M, QHY5III462M, QHY5III462C, QHYOAGM, QHYCFW3M, Chroma LRGBSHO 36mm
www.eqdrive.com.ua, astroproservice.com, www.astrobin.com

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #37 : 13 Липня 2019, 23:33:21 »
. - .

Так вот... По поводу люфтов в червяке. Первое, что не вижу проблем выточить контрагайку. Хотя кому то это будет проблема. В этом случае можно использовать уплотнитель резьбы, есть такая штука. Но брать тот, что не застывает напрочь, а позволяет вращать резьбу, т.е. не "склеит" гайку и корпус так что не провернешь. По поводу регулирования по отсутствию клина и допущению люфта не понял. Вот для меня проблема как раз потому, что я не хочу движений рывками и нормальной регулировки добиться тяжко, вылезает люфт.

P.S. я так и не написал второй пункт, регулировки по оси DEC, а там интересно  :rofl: :facepalm: в общем "не переключайтесь"...
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн

vakula

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1090
  • Подяк: 3264
    • www.stozhary.org
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #38 : 13 Липня 2019, 23:51:49 »
. - .

Когда-то занимался переборкой NEQ6, тоже столкнулся с тем же что и вы - люфт убрать по всей окружности не получается (или люфтит, или заедает местами). В итоге отрегулировал чтобы люфт был минимальный и при полном обороте не где не заедало.

ИМХО на кетайских монтировках люфт убрать полностью не получиться, да и не зачем это делать. Правильная балансировка монти должна выбрать люфт.
Записаний

Alone_Ghost

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 2042
  • Подяк: 268
Re: Переборка HEQ-5
« Відповідь #39 : 14 Липня 2019, 11:57:03 »
. - .

2) ось DEC. Именно эта ось стала причиной переборки. Кроме люфта мне не нравилось, что туго вращается ось и даже с отпущеным тормозом можно наблюдать вращение типа холостого хода.
Так вот... Переборка не решила проблему, если не сказать сделала её более выразительной. Изучая, я выяснил,  что степень зажатия опорного роликового подшипника роли не играет, ну если совсем его не вытащить ;D
Далее я заметил, что зазор между стаканом оси и червячным колесом где то на уровне скользящей посадки и ИМХО это причина "холостого хода", типа затирает. Кроме этого на тугой ход влияют, барабанная дробь....три винта, контрящие ось DEC в её стакане и три винта, крепящие площадку под ЛХ. Это конечно ступор :facepalm:

Мои мысли относительно решения вопросов.
1) между стаканом оси и червячным колесом сделать прокладку что бы избежать трения торца стакана о корпус червяка. Там у меня красное пластиковое колечко, как на белых монти я не знаю;
2) проточка червячного колеса/стакана оси DEC снаружи. Точить снаружи на высоту посадки в стакан. Склоняюсь точить колесо, т.к. там гораздо больше " мяса" с учётом,  что точить там нуууу... десятку-две миллиметра по диаметру. Плюс это латунь, менее деформируемая чем стакан с его недоконструкцией.

Итого, что вижу возможным/необходимым. Контрагайки на червяк, прокладка под стакан DEC, проточка червячного колеса оси DEC и регулировка люфта в обеих ЧП до момента все ещё плавного вращения червя.
Фуф пока всё, интересны мнения на этот счёт.
Записаний
"Найнезбагненніше у світі - те, що він збагненний" - А. Ейнштейн